Становление и развитие промышленного района

Наш любимый город необычайно многолик и многообразен, и кроме парадных магистралей, невских набережных и грандиозных площадей, в нем есть места, возможно, не столь величественные, но от этого ничуть не менее милые нашему сердцу. В их числе – и наша родная Выборгская сторона.

План Выборгской частиОткуда же она пошла, Выборгская сторона?

В первые годы существования Петербурга территория города разделялась Невой на две стороны — Карельскую (ее также называли Финской и Шведской) на правом берегу и Ингерманландскую на левом. Чуть позже за Ингерманландской стороной закрепилось название Адмиралтейской, а за Карельской стороной — Выборгской. Свое название последняя получила от начинавшейся тут древней дороги на Выборг.

В XIX веке Выборгская сторона стала одним центров промышленности, хотя предприятия стали появляться здесь еще в петровское время. К началу ХХ века здесь уже находились десятки крупнейших предприятий. Был среди них и родоначальник Ленинградского механического завода имени Карла Либкнехта — Минный завод, образованный «Русским Обществом для изготовления снарядов и военных припасов» (в настоящее время Ленинградский механический завод имени К. Либкнехта).

Конец XIX — начало XX веков ознаменовались бурным ростом промышленного производства в Петербурге. Заводы, фабрики, различные мастерские росли как на дрожжах. Рабочих для них набирали в основном из крестьян близлежащих губерний, покидающих свои деревни в поисках работы туда, куда влекли их экономические интересы, куда гнала их нужда, отсутствие заработков на родине и необходимость платить тяжелый оброк.

Население тогдашней столицы России быстро росло. За период с 1897 по 1913 год оно увеличилось с 1130 до 1686 тысяч жителей. Из крупных европейских городов Петербург уступал лишь Лондону, Вене и Берлину, продолжая прирастать ежегодно на 50-55 тысяч человек. Заводы и фабрики строились быстро и нередко хозяин вместе с производственными зданиями, одновременно сроил для рабочих вблизи от завода дома, казармы и бараки для жилья рабочих и их семей. Так образовывались рабочие городки, расположенные в основном на окраинах города.

ЛМЗ имени Карла Либкнехта

После русско-японской войны 1904-1905 годов стало очевидно, что российская армия и флот нуждаются в модернизации. Особо это касалось вооружения и всех связанных с ним отраслях: производства порохов, взрывчатых веществ, новых видов и типов снарядов, торпед, стрелкового оружия. Сразу же после окончания войны правительство России приняло ряд конкретных мер по развитию военной промышленности и модернизации видов и типов вооружения армии и флота.

В советское время история преподносилась нам сквозь пелену идеологических установок: все, что было до Октябрьской революции, представало в черном цвете. А ведь на самом деле Россия в конце XIX — начале XX веков в своем экономическом развитии была на подъеме. То, чего Европа достигала веками, Россия прошла за десятилетия.

Так, в Петербурге в 1862 году насчитывалось 234 фабрики и завода, на которых трудилось 19324 рабочих. В 1914 году число фабрик и заводов достигло 582, а число рабочих – 167013 человек. Особо быстрыми темпами развивалась металлургическая промышленность — как основная база для развития других отраслей.  Заводов по обработке металлов в 1862 году было 60 с 5713 рабочими, в 1914 – 266 и 69190 рабочих соответственно.

Россия в начале ХХ столетия мощно ворвалась в пятерку передовых развитых промышленных стран. В экономическом развитии она совершила небывалый скачок по темпам роста промышленного производства. Многие европейские предприниматели, иностранные фирмы и компании устремились в Россию – открывались новые заводы, фабрики. Приток иностранного капитала позволял использовать новейшие Европейские технологии и самое современное оборудование.

После отмены в 1861 году крепостного права тысячи крестьян устремились в города в поисках работы и «лучшей доли». Интенсивное строительство, развернувшееся в Петербурге во второй половине XIX века, требовало все большее количество рабочих рук при возведении промышленных объектов, жилых и общественных зданий. Рабочие руки требовались на фабриках и заводах. Крестьянин, получив место на заводе, фабрике, перебирался в столицу вместе с семьей и селился в основном на окраинах и в пригородах. Особенно остро для них стоял вопрос получения жилья.

Спрос рождает предложение, и Выборгская сторона, прежде почти сплошь застроенная одноэтажными деревянными домами, начинает наполняться жилыми каменными зданиями, так называемыми доходными домами. К сожалению, жилая застройка на Выборгской стороне, как и в других периферийных частях города, велась стихийно, без должного инженерного обеспечения территории.  Большинство улиц было немощеными; водопровод, канализация практически отсутствовали. Улицы освещались керосиновыми фонарями, да и то, в основном, главные – Сампсониевский, Безбородкинский проспекты, Нижегородская, Симбирская и Арсенальная улицы. В вопросах благоустройства окраины столицы резко отличались от ее центра.

Примечательно, но уже в 1900 году почти 70% петербуржцев составляют не его уроженцы, а приезжие, причем две трети из них – рабочие, выходцы из крестьянской среды. Перенасыщенность была таковой, что единицей жилой площади становится не только комната или камора, но и угол, койка, полкойки. Только 7% рабочих имели свою комнату.

ЛМЗ имени Карла ЛибкнехтаРабочий день начинался на заводах и фабриках рано, как правило, с 6 часов утра.

«Рано утром, ни свет, ни заря, раздаются здесь свистки – громко, на всю окрестность, — отмечал известный петербургский журналист, бытописатель столицы А.Бахтиаров в своей книге «Современный Петербург». — Это рабочих призывают на работу. Каждая фабрика или завод дают свисток по-своему, и рабочие никогда не смешивают их один с другим. По первому свистку рабочие встают, по второму выходят из дома на работу, а по третьему – должны быть все на местах. Еще темно, а вереницы рабочих спешат на фабрики, точно пчелы в улей. В шесть часов утра все фабрики и заводы пущены в ход».

В 1900 – 1902 гг. рабочий день продолжался в среднем 12 часов (в 1885 – 14 часов), полтора часа уходило на обед, завтрак и полдник, таким образом, на фабрике, заводе рабочий находился 13,5 часов. Надо отметить, что в начале ХХ века установилась устойчивая тенденция к сокращению рабочего дня — в это время было уже около 20% предприятий, где рабочий день составлял от 10 до 8 часов.

Средний заработок в чугунолитейном и машиностроительном производстве составлял 35 — 40 рубля в месяц, максимальный – 60 рублей. К примеру, 1 пуд ржаной муки стоил 90 коп., 1  фунт мяса говядины – 14 коп., молоко 10-12 коп за литр, масло сливочное -10 коп за пол фунта, картофель -3 коп. за 1 кг., огурцы — 5 коп. за 1 кг. Таким образом, можно констатировать, что цены на продукты и заработная плата рабочего вполне сопоставимы с нашим временем.

Рабочие в возрасте 20-39 лет составляли – 55 % от общей численности, процент грамотности рабочих — 80%.

…Итак, за сорок лет с момента отмены крепостного права промышленность Петербурга сделала резкий скачок вперед. В основном, это были предприятия тяжелой промышленности — металлообрабатывающие, металлургические и машиностроительные. Вырастала, развивалась своя инженерно-техническая интеллигенция, появились талантливые промышленники, инженеры.  Так инженер П.М. Обухов создал такие сорта стали, которые превосходили по своим качествам все известные в то время. Пушка, отлитая из стали Обухова, получила золотую медаль на Всемирной выставке в Лондоне. Петербургский инженер Н.И. Путилов в 1868 году в кратчайший срок наладил выпуск рельсов для Николаевской железной дороги, которые превосходили по своим качествам иностранные. Испытывая большие трудности в квалифицированных рабочих и понимая важность их обучения, Путилов на своем заводе создал курсы для подготовки мастеровых разных профессий, открыл школу, больницу для рабочих.

Эти люди – предприниматели, основатели крупных предприятий, талантливые инженеры карикатурно преподносились нам в годы советской власти, как алчные стяжатели, ненасытные рвачи-капиталисты. Во многом это не соответствовало истине. Сегодня нам предстоит многое открыть и узнать об их жизни, работе, чтобы восстановить историческую справедливость, объективно рассмотреть и проанализировать их деятельность, изучить их опыт.

Резкое увеличение населения Петербурга не могло не сказаться на условиях жизни рабочих и было чревато социальными конфликтами. Действительно, бытовые условия жизни рабочих были ужасны: многие семьи жили в бараках, разгороженных в лучшем случае на клетушки или в комнатах в доходных домах — по нескольку десятков человек. Материальное положение основной массы рабочих, различных групп интеллигенции резко отличалось от сравнительно небольшой части владельцев и администрации предприятий.

Тяжелое социально-экономическое положение рабочих создавало благоприятную среду для созревания, развития и распространения революционных идей. Характерным примером была и Выборгская сторона.

Первым значимым сигналом о глубоком социальном неравенстве в обществе, кризисе в политическом устройстве государства, стала революция 1905-1907 годов. Волна забастовок, демонстраций, нередко сопровождающихся столкновениями с полицией и войсками, прокатилась по столице и Выборгской стороне.

Вплоть до Октябрьской революции Выборгская сторона, как и другие фабрично-заводские окраины, была одним из самых неспокойных отношении мест города: здесь жило беднейшее население, и градус общественного недовольства был весьма высок…

В 1918 году крупные промышленные предприятия Выборгской стороны были национализированы. В городской топонимике произошли разительные изменения.  Многие улицы, практически все заводы и фабрики Выборгской стороны были переименованы в честь видных революционеров и вождей мирового пролетариата, многие в своем новом названии приобрели красный цвет. Завод Розенкранца был переименован в «Красный выборжец», Эриксона — в «Красную зарю», электромеханический завод «В. Савельев и К» — в «Красный Октябрь», более десятка текстильных фабрик были объедены в комбинаты, получившие названия — «Красная нить» и «Красный маяк», завод Лесснера – им. Карла Маркса, завод «Феникс» — им. Свердлова.

В 1922 году Выборгская сторона вместе с другими окраинами была включена в состав города.

После окончания Гражданской войны в 1922 году промышленность Выборгского района еще несколько лет находилась в состоянии разрухи. Лишь к концу 1920-х годов, с началом индустриализации страны, фабрики и заводы Выборгского района достигли довоенного уровня.

С октября 1928 года СССР приступил к выполнению первого пятилетнего плана. На многих предприятиях Выборгского района была произведена коренная реконструкция. На полную мощность заработали заводы-гиганты: Ленинградский Металлический — по выпуску турбин, завод им. Свердлова – по выпуску металлообрабатывающих станков, завод «Русский дизель» — по выпуску паровых дизелей. На заводе «Красный выборжец» был получен первый отечественный алюминий. Государственный оптический завод начал серийное производство биноклей, кинопроекторов, кинопередвижек.

В годы первой пятилетки Выборгский район по объему выпускаемой продукции занимает второе место по городу вслед за Нарвским. На предприятиях района занято свыше 60 тысяч рабочих. Основная масса рабочих была занята в металлургической промышленности (35%), в электропромышленности (15%) и в текстильном производстве (18%).ЛМЗ имени Карла Либкнехта

В 1930-х гг. на территории района развернулось массовое строительство жилых домов и массивов. Крупнейшими их них являлись: жилой массив в районе Бабурина переулка, Батенинский жилмассив и жилмассив «у пяти углов» в районе пересечении Кондратьевского проспекта и улицы Жукова. Для удобства проживающих в этих жилых массивах строятся детские учреждения, прачечные, фабрики-кухни, клубы, школы. В этот же период в Выборгском районе строится «Дом специалистов» на Лесном пр., 65, студенческий городок, жилой городок завода «Красный выборжец» на Кондратьевском проспекте, 51. В конце Кондратьевского проспекта в 1935 году был построен крупнейший в Ленинграде кинотеатр «Гигант».

Выборгский район в 1930-е годы разросся до 8600 га за счет включения в административные границы дачных местностей и рабочих поселков – Озерки, Удельная, Коломяги, Шувалово, Малая Охта, поселок на Ржевке.

В апреле 1936 года на заседании президиума Ленинградского совета было принято решение на месте десяти существующих в то время городских районов создать шестнадцать. Из района была выделена его восточная часть, которая была названа Красногвардейским районом.

С первый дней Великой Отечественной войны предприятия Выборгского района перестроили свою работу в условиях военного времени. На заводах и фабриках были созданы штабы МПВО (местной противовоздушной обороны), отрывались укрытия и щели, устраивалась маскировка наиболее важных объектов, создавались отряды самообороны.

Трудящиеся Выборгского района включились в строительство оборонительных сооружений. Только за период с 22 июня по 1 сентября 1941 года на оборонные работы за город выехало 40 эшелонов с трудящимися Выборгского и Красногвардейского районов.

В период блокады Ленинграда только через Финляндский вокзал осуществлялась железнодорожная связь со страной. Отсюда начиналась единственная артерия, названная Дорогой жизни.

В период блокады Ленинграда заводы и фабрики Выборгского района делали все возможное для нужд фронта: завод им. Карла Либкнехта выпускал мины и снаряды, Ленинградский Металлический завод освоил выпуск около 20 видов вооружения и боеприпасов, производил ремонт военной техники, завод «Арсенал» продолжал выпуск артиллерийского вооружения и освоил производство 100-мм противотанкового орудия БС-3, Охтинский химкомбинат освоил выпуск пороха и зарядов для мин, Государственный оптико-механический завод выпускал перископы для подводных лодок, ремонтировал оптико-механические приборы для кораблей Балтийского флота,  завод «Красный Октябрь»  выпускал  авиамоторы.  На заводах «Пролетарий» и «Северный пресс» изготовлялась посуда для госпиталей и детский учреждений. Ни на один день не прекращал работу Кушелевский хлебозавод. На текстильных предприятиях района организуется пошив обмундирования, рукавиц, маскировочных халатов.

Тысячи тружеников предприятий были призваны в армию, ушли добровольцами на фронт. На их место вставали женщины, подростки, старики.

27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады, и уже 29 марта 1944 года Государственный комитет обороны принял Постановление о первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда на 1944 год.

В 1945 году пришла великая Победа. Огромную цену заплатил за нее наш народ, ленинградцы. Беспримерный подвиг ленинградцев, отстоявших свой город от жестокого врага ценой жизней более миллиона человек, погибших от бомбежек и обстрелов, умерших от голода и болезней, будет вечно жить в наших сердцах и в памяти грядущих поколений. В 1960 году на территории района в память об умерших и погибших во время блокады был открыт Пискаревский мемориал (арх. А.В. Васильев, Е. А. Левинсон, скульп. В.В. Исаева, Р.К. Таурит).

В августе 1946 года, после смерти Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Ивановича Калинина, на основании Постановления Совета Министров СССР от 30 июня 1946 года «Об увековечении памяти М.И. Калинина», Красногвардейский район переименовали в Калининский.

К 1973 году Калининский район настолько вырос, что его опять пришлось делить. Прежнее название – Красногвардейский закрепилось за восточной частью, а западная часть сохранило название — Калининский район.

В настоящее время Калининский район – один из больших в Санкт-Петербурге. Площадь его территории составляет почти 42 квадратных километра, где проживает более 465 тысяч человек – больше, чем в любом другом районе города. Район располагает более чем 8500 тысяч кв. м. жилой площади.

Калининский район является промышленным, в котором на сегодня насчитывается 29 крупных промышленных предприятий, самые известные из которых, это – Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), машиностроительный завод «Арсенал», завод «Красный выборжец», завод «Красный Октябрь», Ленинградское станкостроительное производственное объединение им. Я.М. Свердлова, Ленинградский механический завод имени К. Либкнехта.

На территории района находятся такие известные высшие учебные заведения, как Политехнический университет, Институт машиностроения, Торгово-экономический институт, Военная артиллерийская академия, Военная академия связи, Военно-медицинская академия; научно-исследовательские учреждения – Гипроникель, Агрофизический институт, НИИ Точной Механики, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б.Е. Веденеева, НИИ  Сверхвысоких Напряжений, НПО импульс, НИИ Ортопедии и протезирования им. Р.Р. Вредена, НИИ Постоянного тока.

В Калининском районе находятся 54 общеобразовательные школы, 15 ПТУ, 102 дошкольных учреждения, 4 спортивных, 3 музыкальных и 1 художественная школа, а также дом детского и юношеского творчества, Центр внешкольного развития, Центр эстетического воспитания. В школах района обучается свыше 33 тысяч детей, в дошкольных учреждениях воспитывается 15 тысяч детей.

На территории района находятся объекты истории и культуры, состоящие под охраной государства – среди них дачи Дурново и Кушелева-Безбородко, дом Нобеля, католический костел Марии Магдалины, здания завода «Арсенал». На Кондратьевском проспекте в доме №83 расположен Музей подводных сил России им. А.И. Маринеско.

105 лет
создаем продукцию для военных и гражданских нужд
Ведущее предприятие
в области машиностроения оборонно-промышленного комплекса
Более 300 человек
в штате Ленинградского механического завода им. Карла Либкнехта